Это имеет простое математическое / геометрическое объяснение: в любой книге по базовой геометрии вы обнаружите, что касательная к окружности перпендикулярна линии, которая идет от центра окружности к точке, где касательная касается касания окружности.
После этого касательные, которые касаются крайних значений диаметра для окружности, будут точно параллельными, то есть эти линии не будут сходиться ни в одной точке.
Если линии, сходящиеся в точке за пределами окружности, также касательны к окружности, точки касания не будут совмещены с центром окружности. Если вы соедините обе точки касания с центром, вы получите две линии, образующие угол. Если переместить точку схождения ближе к окружности, упомянутый угол будет более острым.
Если вы продолжите линии, пока они не пересекают диаметр окружности, вы обнаружите, что точка пересечения не попадает в окружность, а выходит за ее пределы, даже если на небольшую величину.
Кроме того, если вы измерите расстояние между точками касания, вы обнаружите, что оно фактически меньше диаметра окружности.
Когда вы видите изображение сферы, граница которой образована лучами света, которые тангенциально проходят от шара к точке конвергенции (предположительно внутри линзы), поскольку существует точка конвергенции, вы видите ту же самую эффект, описанный выше для 2D-контекста, но с точки схождения.
Другой способ думать об этом: если эти лучи света станут твердыми, они будут соответствовать конусу, который не сможет касаться диаметра шарика, единственное, что может касаться шарика по диаметру, будет трубка .
Эффект, который вы видите, неизбежен и связан не с фокусным расстоянием, а с расстоянием от камеры до объекта. Если вы удаляетесь от объектов дальше, угол так называемых тангенциальных линий становится острее, то есть ближе к параллели, что сводит к минимуму разницу, которую вы описываете.
(Извините, на данный момент у меня нет доступа к инструментам рисования. Графическое объяснение гораздо проще)