Проще говоря: нет. Вам не нужно беспокоиться о динамическом диапазоне, если вы планируете сканировать обычные цветные негативы. Dmax сканера становится ограничивающим фактором только при сканировании прозрачного материала высокой плотности, такого как пленки с изменением цвета. Чтобы рассказать вам, почему я должен уточнить пару понятий.
- Плотность пленки
Когда вы экспонируете и развиваете пленку, разные части поверхности пленки становятся прозрачными в разной степени в зависимости от воздействия света и проявителя, который они получили. Плотность пленки в каждой точке относится к той части света, которая проходит через пленку, если вы освещаете ее каким-либо источником света.
Обратите внимание, что плотность пленки - это только перевод оригинального контраста сфотографированной сцены. Различные эмульсии могут иметь разную плотность в ответ на воздействие света одинаковой интенсивности. Хорошей новостью является то, что негативы очень эффективно сжимают контраст сфотографированной сцены в довольно узком диапазоне плотности. С другой стороны, пленки с инверсией цвета дают очень высокий диапазон плотности, но они не так хороши для сжатия контраста.
- Сканер Dmax
Dmax сканера - это отношение самого сильного светового сигнала к самому слабому световому сигналу, который он может записать, и оно зависит от битовой глубины датчика. Как вы можете себе представить, чем выше диапазон плотности пленки, которую вы сканируете, тем выше Dmax, вам нужно представить этот диапазон плотности в цифровом пространстве.
Обратите внимание, что во время сканирования ваш сканер имеет дело не с исходным коэффициентом контрастности сфотографированной сцены, а скорее с диапазоном плотности прозрачности, которую он сканирует. Поэтому, если ваш сканер имеет ограниченное значение Dmax, он все равно может достаточно хорошо представлять информацию, содержащуюся в вашей пленке, если диапазон плотности вашей пленки ограничен. Это действительно так для обычных цветных негативов. Известно, что хорошие цветные негативы регистрируют динамический диапазон 14-15 ступеней (например, высокая широта воздействия), но, к счастью, они сжимают всю эту информацию в узком диапазоне плотности.
В результате получается, что даже посредственный сканер с рабочим Dmax, равным 2, должен иметь возможность приличного сканирования любого цветного негатива. Большинство современных сканеров с негативными возможностями легко справляются с этим. Очень контрастные черно-белые негативы могут иметь немного более высокий диапазон плотности, но, по моему опыту, они обычно находятся в пределах возможностей сканеров негатива потребительского уровня.
Хотя слайды очень разные. Записываемое ими изображение является очень контрастным: они могут записывать небольшую долю изменений интенсивности света исходной сцены (возможно, 4-5 ступеней - например, низкую широту экспозиции) и изображения в очень высоком диапазоне плотности (до 4,0). Именно здесь потребительские сканеры не справляются со сканированием пленки, и разрабатываются программные решения, такие как мультиэкспозиция, для устранения физических ограничений Dmax датчиков сканера в таких случаях.
Итак, если целевые носители имеют цветное или черно-белое изображение, купите сканер, который укладывается в ваш бюджет и обеспечивает достаточно эффективное разрешение для ваших нужд, не беспокоясь о динамическом диапазоне. Ваша техника сканирования в конечном итоге будет иметь гораздо большее значение, чем ваш сканер. Но если вы планируете сканировать большое количество слайдов, вам, возможно, стоит подождать, пока вы не купите сканер высшего класса, такой как Epson V700 / 800, Plustek 120 или Nikons. Помимо их Dmax, эти сканеры могут быть очень точно откалиброваны по цвету, что, на мой взгляд, крайне важно для сканирования слайдов.
Создание HDR-изображений из нескольких сканов слайд-пленки с разными уровнями экспозиции возможно, но не является практическим решением для ограничений Dmax. Кривая цветового отклика слайдов не является однородной по всему диапазону, и цели IT8, которые вы получаете с помощью современных сканеров, должны помочь вам получить естественные цвета при сканировании (цель IT8 является обязательной для любого цветное сканирование слайдов). Изменения экспозиции портят цветовую коррекцию, вносимую алгоритмом калибровки, и в итоге создают искусственные цвета. Это одна из причин, по которой опция мультиэкспозиции программного обеспечения работает не очень хорошо: если экспозиции слишком близки, добавленная информация о контрасте не значительна, а если экспозиции слишком разнообразны, цветовой баланс нарушается. Вы, вероятно, можете сделать немного лучше, чем автоматизированное программное обеспечение, если вы обрабатываете изображение HDR вручную, но, по моему опыту, результат не является удовлетворительным и не стоит затраченных времени и усилий.
Для получения дополнительных технических сведений о динамическом диапазоне и Dmax: http://photo.net/learn/drange/
Образцы (отрицательные):
Иногда одно изображение лучше тысячи слов. Приведенные ниже примеры очень хорошо иллюстрируют то, что я только что объяснил выше. Приведенные ниже сканы сначала были сохранены в 16-битном формате TIFF, а затем вручную преобразованы в 8-битный JPEG-файл.
- Сверхконтрастная сцена, снятая на Kodak Kodak Tri-x 400 (с двумя остановками). Фотография была отсканирована в виде необработанного негативного файла (линейный формат) с использованием бэкэнда SANE Pixma с открытым исходным кодом на доступном Canoscan 9000f mkII. Субъект находится под прямыми солнечными лучами, и за деревьями позади него глубокие тени. Обратите внимание, что изображение представляет собой неизмененное линейное сканирование (Gamma 1.0), поэтому оно выглядит таким темным.

- Сканер записал полный динамический диапазон пленки без особых усилий. Диапазон плотности негативной пленки, по-видимому, ниже, чем может охватывать Dmax сканера: углы гистограммы содержат мало информации.

- То же изображение после гамма-коррекции. Вы можете видеть, что все детали белого платья невесты запечатлены. Глубокие тени на листьях деревьев также содержат много деталей.

- Гистограмма изображения после гамма-коррекции.

- Инвертированный позитив того же три-х выстрела. Изображение было отрегулировано по контрасту после инверсии. Мне пришлось сознательно обрезать некоторые детали в темных областях, чтобы получить глубокие тени и 3D-эффект.

- Гистограмма все еще довольно гладкая после контрастного растяжения. Преобразование изображения в 8-битное даст вам круглую и изогнутую гистограмму с идеальной градацией яркости (в гистограмме нет вмятин).

Образцы (слайд):
- Среднеконтрастная сцена, снятая на Fuji Velvia 50 (максимальная плотность пленки) и отсканированная с помощью V700 на откалиброванной по цвету копии SilverFast. Никакие мультиэкспозиции или другие цифровые методы не были реализованы для расширения динамического диапазона, и не применялись никакие настройки контрастности или цвета (за исключением гамма-коррекции по умолчанию для сканера и коррекции цвета на основе IT8). На самом деле сцена выглядела гораздо менее контрастной, чем на картинке. Небо было покрыто облаками, и все тени были мягкими. Тем не менее, как вы можете видеть, небо выглядит размытым.

- Взгляд на гистограмму изображения говорит о том, что диапазон плотности слайда охватывает весь динамический диапазон сканера. Сканер не смог отсканировать слайд ужасно, хотя есть некоторые ограничения как в светлых, так и в теневых областях.

- Тот же слайд, отсканированный с помощью доступного Canoscan 9000f mkII (без калибровки) и бэкэнда SANE Pixma с открытым исходным кодом. Я отсканировал изображение в виде линейного TIFF, а затем сделал преобразование цвета с помощью ColorPerfect. Необработанный файл слишком темный и бесполезный для размещения здесь, но конечный результат приемлем. Обратите внимание на причудливый красный / пурпурный цвет и неестественно яркие цвета. IT8 помогает устранить это. Цвета на скане выше выглядят намного ближе к оригинальному слайду, если положить их рядом.

- Гистограмма вполне приемлема, хотя мы можем видеть, что есть признаки обрезки перед преобразованием цвета. Также мы можем видеть много неровностей на ярких участках цветовых каналов из-за отсутствия калибровки. Но в целом, детали в темных областях довольно хорошо противостоят выходу V700, что я нахожу довольно удивительным.
