Ваш вопрос смешивается в нескольких терминах, таких как фокус и виньетирование, которые, я думаю, показывают, что вы делаете это для себя более сложным, чем на самом деле.
Измерение составляет всего для определения правильной экспозиции изображения. Это делается путем измерения света определенным образом и вычисления значения экспозиции, соответствующего измерению. Если вы находитесь в автоматическом режиме (P, Av, Tv и т. Д.), Камера затем отрегулирует диафрагму, выдержку и / или ISO (все в зависимости от настроек режима) в соответствии с рассчитанным значением экспозиции.
Разница между точечным и средневзвешенным измерением заключается просто в том, какая часть сцены измеряется. С точечным замером это только одна очень маленькая часть (почти всегда центр). Обычно это около 4% кадра, отдай или возьми процентов или двух. Измерение по центру учитывает всю сцену, но учитывает широкую середину с большим весом. Это означает, что если в самом верху вашего кадра есть что-то яркое (например, небо), это не будет учитываться в столько, сколько в расчете экспозиции.
Часто доступен третий тип - матричный замер, когда камера пытается сопоставить измерения со всей сцены с базой данных вероятных типов сцены. Это вне вашего вопроса, но важно подумать, потому что я собираюсь сказать следующее:
Ничто из этого не влияет на фокус, который представляет собой отдельную систему камер. Тем не менее, в некоторых камерах (мой Pentax K-7 - один, но другие камеры среднего и продвинутого уровня будут иметь аналогичные функции), выбранная точка фокусировки может использоваться в качестве данных для воздействия на матричный замер, так что все, что вы выбрали сосредоточиться на также уделяется дополнительное внимание при расчете воздействия.
Наконец, вы упоминаете виньетирование. Виньетирование происходит не от замера или изменения экспозиции, кроме как косвенно. На это влияют три основные вещи.
Сначала что-то затеняет фактический край кадра. Это может быть слишком глубокая бленда или стек фильтров.
Во-вторых, по какой-то причине вы используете объектив, который не проецирует круг изображения, достаточно большой, чтобы покрыть сенсор. Это часто случается с фотографиями "игрушечной камеры".
И, наконец, проблема, уникальная для цифровых технологий. При съемке с большой диафрагмой, и особенно с широкоугольными объективами, лучи света, падающие на датчик, полностью перпендикулярны в центре кадра, но под углом на краях. Фотосайты в (большинстве) цифровых сенсорах направлены прямо вперед, поэтому свет под углом просто не регистрируется. Это вызывает затенение в дальних краях и в углу кадра.
Именно этот третий аспект связан с экспозицией, потому что другой расчет экспозиции может привести к тому, что большая диафрагма будет выбрана автоматически, увеличивая виньетирование. Но по сути не имеет значения, какой режим измерения вы выбрали.