Многие инструкции для черно-белой фотографии в целом и цветных фильтров в частности были разработаны и написаны в то время, когда камеры не имели встроенных измерителей освещенности. Свет измерялся с помощью портативного прибора, который не измерял свет, проходящий через объектив камеры. Если измеритель считал, что для пленки 64 ASA при f / 16 правильное время затвора составляло 1/60 секунды, то установка фильтра на объектив камеры не изменила количество света, измеряемое ручным измерителем.
Если вы измеряли сцену с помощью такого ручного измерителя, а затем настраивали камеру вручную, вам необходимо будет принять во внимание уменьшение. В приведенном выше сценарии, если ваш фильтр № 25 поставлялся со спецификациями коэффициента фильтра 8 (1/8 свету разрешено проходить), вам необходимо увеличить экспозицию на три ступени. Коэффициент фильтрации = 2 повышается до степени n, где «n» - количество остановок. Поскольку 8 = 2³, коэффициент фильтрации 8 равен 3 ступеням. Математика похожа на систему NDx, используемую Hoya, B & W и Cokin , за исключением того, что цветные фильтры не являются нейтральными по плотности, потому что они влияют на некоторые цвета больше, чем другие.
Таким образом, вы увеличиваете время срабатывания затвора на три ступени, открываете апертуру на три ступени или используете комбинацию обеих, равную трем ступенькам. Допустим, вы решили использовать f / 8 (выдержка на две ступени выше, чем f / 16) и 1/30 секунды (выдержка на 1 ступень выше, чем 1/60). Помните, что мы используем камеру большого обзора, установленную на крепкий штатив!
Теперь перенесемся на ваш верный Pentax K1000. В камеру встроен экспонометр, который измеряет свет, проходящий через объектив.
Предположим, вы установили настройки экспозиции камеры таким образом, чтобы игла центрировалась без фильтра перед объективом. Вы положили фильтр перед объективом. Что просходит? Стрелка показывает 3 остановки недоэкспонирования.
Когда вы меняете настройки экспозиции, чтобы переместить иглу обратно в правильную зону, вы только что компенсировали уменьшение за счет фильтра.
Но подождите! Там больше!
Помните выше, когда мы говорили, что цветные фильтры не являются фильтрами нейтральной плотности , потому что они не влияют на все цвета одинаково? Хорошо из-за этого мы также должны компенсировать спектральный отклик конкретного фильма. Вот почему мы должны обращать внимание на инструкции, прилагаемые к каждому конкретному типу пленки.
Измеритель вашей камеры основан на нейтральном отклике на дневной свет около 5600K. При съемке с использованием разных источников света измеритель света может быть одурачен, особенно если перед объективом установлен цветной фильтр. Поэтому обычно лучше измерять без фильтра, а затем вручную компенсировать экспозицию, используя рассчитанные значения, основанные на инструкциях, предоставленных производителем конкретного фильма, который вы используете. Скорее всего, вы получите более точные данные.