Использовать режим ручной экспозиции. Самолет представляет собой очень небольшую часть общей рамы, которая в основном заполнена гораздо более ярким небом. Режимы автоматической экспозиции вашей камеры не знают, что вы хотите выставить этот маленький темный объект вместо большей части кадра. Он также не знает, должно ли это небо быть ярко-белым или темно-черным, поэтому оно попытается сделать его таким же ярким, как средний серый, точно так же, как оно пытается сделать все остальное.
Один хороший способ установить экспозицию - это счетчик на аналогичном самолете, который сидит на асфальте и получает такое же количество света, при условии, что видение такого самолета доступно.
Некоторые люди могут предложить использовать точечный замер, но трудно удерживать точный центр кадра прямо на быстро движущемся самолете.
Редактировать: теперь, когда вы включили примеры, проблема стала яснее. Плоскость в кадре больше, чем первоначально предполагался в вашем вопросе, но ответ по сути тот же: вам нужно контролировать экспозицию, а не разрешать камере контролировать экспозицию.
Камера постарается сделать все средне-серым. Это происходит потому, что он не знает, направлена ли ваша камера на чистый белый снег или черную кошку в угольной шахте. Он просто измеряет свет и вычисляет значение, которое приведет к усреднению кадра до среднего серого. Некоторые камеры довольно хорошо угадывают, особенно те, у которых есть измерители освещенности RGB + IR, которые используют все три основных цвета плюс ближний инфракрасный свет для измерения сцены и сравнения ее с библиотекой в прошивке, которая, вероятно, сможет заметить разницу между ярко-синим небом в верхней части кадра и темно-зеленым лесом в нижней части кадра. Измерители освещенности в старых и многих камерах начального уровня являются монохромными и не могут измерять цвета, поэтому им приходится угадывать еще больше, и часто они допускают сложные ситуации совершенно неправильно.
Ваш D3100 на самом деле имеет RGB (но не инфракрасный) экспонометр. Но при ярком небе и ярко-белом объекте даже самые лучшие системы измерения не могут сравниться.
В случае белого самолета, выставление для него среднего серого составляет от 1 до 1 1/2 остановки до 2 остановок недоэкспонированных. Либо добавьте некоторую положительную компенсацию экспозиции во время просмотра гистограммы, чтобы защититься от настройки, которая уносит блики, либо, что еще лучше, используйте ручную экспозицию. В конце концов, небо не изменится, насколько ярким оно будет за короткий промежуток времени, если только не наступит шторм, и в этом случае самолет может или не может быть виден сквозь погоду, или это рассвет или сумерки когда свет быстро меняет цвет и яркость.