Типы фильтров
Существуют 3 вида фильтра GND: Soft, Hard и Sunrise / Set. Все они имеют различные «сильные стороны».
Мягкие GND фильтры имеют плавный градиент от темного к прозрачному и поэтому хороши для пейзажей с нерегулярными горизонтами, таких как горы, холмы и в некоторой степени здания.
Жесткие GND фильтры имеют более резкое изменение между темным и прозрачным и поэтому подходят для пейзажей с горизонтальными уровнями, такими как пустыня или морские пейзажи.
Фильтры Sunrise / Set GND имеют полосу «темных» в центре фильтра, оставляя верхнее небо и передний план нефильтрованными. Это позволяет оттягивать детали в самой яркой части неба на рассвете и закате.
Тот факт, что существуют специальные фильтры Sunrise / Set, не означает, что они всегда будут подходить для каждого восхода или набора. Они больше всего подходят для относительно ясных ситуаций: если у вас есть фантастический облачный пейзаж, освещающий все небо, они не принесут пользы.
Сила фильтра
Фильтры различной силы уменьшают количество света в темной части фильтра на заданное количество остановок. Большинство фильтров продаются с такими обозначениями, как «ND2». Они переводятся в остановки следующим образом:
- ND2 - 1 остановка
- ND4 - 2 остановки
- ND8 - 3 остановки
- ND16 - 4 остановки
Определение используемого фильтра
Наиболее точный метод использования фильтров GND - это использование системы измерения вашей камеры. В режиме приоритета диафрагмы (вы можете сделать это в любом режиме, но A или Ручной режим - наиболее распространенный ландшафтный режим), наведите камеру на передний план или «землю» в вашем ландшафте и запишите экспозицию, которую рассчитывает камера, например @ f16 1/60. Теперь направьте камеру на небо (в случае закатов, в точку над или по обе стороны от солнца) и снова отметьте экспозицию, например, 1/500.
Теперь вам просто нужно вычислить разницу между двумя экспозициями: в этом случае 3-ступенчатая разница ( 1/60 : 1/125, 1/250, 1/500). Таким образом, вам нужен 3-ступенчатый фильтр, чтобы получить правильную экспозицию для неба и земли. Затем вы можете либо заново измерить землю и зафиксировать экспозицию, либо перейти в ручной режим и набрать настройки экспозиции «на земле».
Следующим шагом является позиционирование фильтра. Жесткие фильтры легче позиционировать, так как разницу в освещении легче увидеть. Мягкие фильтры сложнее, но позиционирование также менее критично, чем жесткий фильтр. Если у вас есть кнопка предварительного просмотра глубины резкости, это может сделать положение более четким, или вы можете просто сделать пробный снимок и отрегулировать его. Если вы используете ручной режим, вы также увидите, установлен ли фильтр слишком низко в сцене, так как экспонометр начнет показывать недодержку.
Выбор фильтров
С точки зрения покупки фильтров, как всегда, выбирайте лучшее, что можете себе позволить: Lee и Hoya - уважаемые бренды. Лично я думаю, что нет смысла использовать 1-стоповый фильтр, но если деньги не являются объектом, их не повредит. Если у вас ограниченный бюджет, я бы выбрал 2 и 3 стоп-фильтра, мягкие и жесткие, если это возможно, а также фильтр заката или два, но это будет зависеть от вашего местоположения и типа снимка, который вы планируете сделать - если вы в 300 милях от моря, вам может не понадобиться, например, жесткий фильтр.