Точечный замер и ручной режим. Долгое время я использовал в основном матричный замер вместе с компенсацией экспозиции, но начал чувствовать, что иногда это вызывает больше проблем, чем решает.
Скажем, вы находитесь за пределами того места, где небо обычно является самой яркой областью, и вы знаете, что хотите, чтобы небо было частью изображения и не становилось слишком обнаженным. Переключитесь на точечный замер и ручной режим, установите диафрагму на то, что вам нравится, наведите центр кадра на небо (не на солнце) и наберите скорость затвора так, чтобы экспонометр в видоискателе показывал +2 или +3 так (оптимальный значение зависит от камеры, но ее легко узнать, экспериментируя).
Тад! Теперь вы получаете постоянные экспозиции, и вам не нужно возиться с компенсацией экспозиции каждый раз, когда вы меняете композицию, так что количество неба на снимке радикально меняется.
Еще один пример, когда точечный замер может помочь, - это когда вы находитесь в помещении и хотите включить на фото монитор компьютера. Используйте точечный замер и направьте центр кадра на монитор и выставьте его, затем скомпонуйте и снимите.
Матричный замер, конечно, большую часть времени отлично работает, но точечный замер в некоторых ситуациях является хорошим инструментом.