Чтобы добавить некоторые данные к другим ответам, отличный ресурс - DXOMark - он содержит данные испытаний для огромного количества комбинаций объектива и корпуса. 18-55 не имеет тестовых данных для D5100, но я использую здесь данные от D7000 , который имеет тот же датчик.
Вот карта Perceptual Mpix, которая дает общий обзор воспринимаемой резкости объектива, взятого в его диапазоне. Это абсолютная мера, поэтому на нее нужно смотреть при сравнении между объективами .

На первый взгляд, мы видим, что это не совсем звездный исполнитель. Однако, чтобы найти «сладкое пятно» объектива, нам нужно копать глубже. Возможно, это не самый лучший объектив, но если вы хотите получить лучшее из того, что у вас есть, давайте посмотрим, что мы можем сделать.
Мы можем взглянуть на глобальную карту резкости, которая может дать нам карты с центральной резкостью или карты 1/3, 2/3 и резкости по краям. Глобальные и полевые (для отслеживания) карты теперь являются относительными индикаторами - они сравнивают объектив с самим собой, поэтому вы не можете сравнить эти карты между объективами .
В центре мы видим что-то вроде этого:

Исходя из этого, вы можете подумать, что с F / 8 все в порядке, но, к счастью, есть также карты полей, которые могут показывать вам полную резкость изображения при каждой настройке.
При 18 мм, F / 5.6 карта поля выглядит следующим образом:

Резкий в центре, но падает по углам. Может быть, приемлем для портрета, но, вероятно, не то, что мы хотим для натюрморта. Вы сказали, что сняли пример изображения на F / 4 - вы можете получить эту апертуру только на 24 мм и ниже, поэтому давайте посмотрим и посмотрим, что это дает нам:

Eeep! Не совсем то, что мы ищем.
Мы знаем, что сверху мы найдем нашу лучшую производительность в F / 8, поэтому давайте сравним несколько фокусных расстояний:

Таким образом, здесь ясно, что резкость поля немного лучше при полной ширине 18 мм, немного снижается до 24 мм, снова улучшается при 35 мм, а затем падает при полном увеличении до 55 мм. Так что, если вы не хотели новый объектив, но хотели получить самый резкий снимок в полном поле из этого объектива, вы, вероятно, захотите снимать на 18 мм, F / 8 или 35 мм, F / 8 . Возможно, ширина 18 мм слишком велика для натюрморта, и вам нужно исправить искажение, поэтому 35 мм F / 8, вероятно, именно там, где вы хотите.
Для вашего объектива 55-300 мм мы можем выполнить аналогичное упражнение и найти 100-миллиметровый F / 8, который является точной точкой резкости этого объектива - съемка там даст вам наилучшую производительность между двумя объективами, так как объектив 55-300 быть немного острее, чем 18-55.

Если вы хотели действительно дешевое улучшение и вам нравится работать с фокусным расстоянием 50 мм, Nikon 50mm F / 1.8G дешев и дает хорошую производительность при F / 5.6. Это также вдвое дешевле, чем 60-мм макрос Nikon, и даже дешевле, чем 40-мм макрос.

Важно отметить, что при сравнении объективов карты полей всегда имеют относительных индикаторов в зависимости от пиковой резкости объектива. Карты PMpix дают лучшее сравнение между объективами, так как они показывают абсолютный уровень резкости. Здесь карта поля объектива 50 мм и 18-55 мм выглядит аналогично, но абсолютная резкость 50 мм намного выше при сравнении карты PMpix на первом изображении выше.