Пыль в DSLR обычно заканчивается поверх тонкого слоя стекла (например) над датчиком, обычно это фильтр сглаживания. Даже на камерах без фильтров АА обычно все еще есть слой стекла (или аналогичный).
Это означает, что пыль немного выше датчика.
Когда вы выставляете объектив с большой (малой) апертурой, этот ближний точечный источник отбрасывает очень четкую тень от пыли на сенсоре, и вы видите ее.
При широкой диафрагме (или вообще без линзы) свет исходит от широкого источника, и поэтому отбрасывает рассеянную тень, которая может быть вообще не видна.
Это похоже на то, как ваша рука на высоте талии отбрасывает тень на солнце, но при рассеянном свете от облака она не отбрасывает тени - это не значит, что ее там нет, просто то, как тень падает.
Если бы над датчиком не было стекла, пыль почти всегда появлялась бы, точно так же, как ваша рука отбрасывала бы тень даже в облаках, если ее держать на дюйм выше земли.
Это пыль. Очистите его, очистите его, или если вы в основном показываете с более широкими отверстиями, это не будет заметно. Все DSLR получают это. Вы можете уменьшить, насколько быстро вы будете заботиться о смене объективов, но они со временем станут пыльными.
Пыль на передней или задней части объектива снижает контрастность, но, как правило, никогда не будет отображаться в виде четкой детализации на изображении (оно полностью сфокусировано, даже если вы не можете видеть забор, когда объектив надвинут на него, но цвет забора проливается). Точки на изображении почти всегда находятся на датчике, а не на объективе в любой нормальной ситуации.