Если вы говорите строго о зеркальных фотокамерах, основанных на 35-мм пленочном формате (и даже большинство зеркальных фотокамер с сенсором кадрирования спроектированы на основе 35-мм объектива, который их изготовители использовали до цифрового), то соотношение цена / качество является неотъемлемым для 50-мм фокусного длина (или около того).
Во-первых, есть расстояние между задней частью объектива и датчиком. Это в значительной степени заложено в камне для формата 35-мм зеркальной фотокамеры, поскольку в камере должно быть зеркало, фокусировочный экран и затвор в фокальной плоскости. Расстояние в 40 мм между поверхностью держателя объектива и плоскостью пленки составляет почти абсолютный минимум, а задняя часть объектива может выдвинуться в камеру только так далеко, прежде чем она начнет мешать зеркалу. (Объективы Canon EF-S выступают немного глубже, чем их братья EF, но лишь немного - есть еще зеркало, с которым нужно бороться, даже если оно немного меньше. Некоторые очень старые конструкции широкоугольных объективов требуют, чтобы зеркало было заблокировано до установки объектива, но по причинам, о которых я расскажу позже, они бесполезны на зеркальных камерах.)
Чтобы объектив имел видимое фокусное расстояние короче, чем расстояние между ним и датчиком, он должен иметь дизайн retrofocus , который состоит из телеобъектива, который смотрит через довольно большой вогнутый объектив на мир. Эта вогнутая линза (или группа) должна быть намного больше в диаметре, чем предполагалось бы фокусным расстоянием и скоростью линзы. Такой дизайн всегда будет дороже, чем простой дизайн, возможный с 50 мм.
Но как насчет диапазона 40 мм? Это действительно простая вещь, сделать что-то очень простое, используя тип Tessar в диапазоне 40 мм или около него. Вот почему объективы Pentax и Canon «блин» могут быть такими маленькими. Но обратите внимание, что они также имеют ограниченную максимальную апертуру. («Ограниченный» здесь относительный. Скорость f / 2.8 быстрая, за исключением того, что мы говорим о объективах f / 1.8 и более быстрых, о которых мы говорим.) Дело в том, что 40-миллиметровый объектив должен изгибать свет гораздо резче, чем у 50-миллиметрового объектива, и для получения большого круга изображения с небольшим виньетированием и приемлемыми уровнями аберраций и искажений необходимо либо ограничить диаметр объектива, либо использовать более сложную конструкцию. Эта более сложная конструкция, по необходимости, будет физически длиннее, перемещая оптический центр объектива дальше от датчика, и внезапно мы снова окажемся на территории ретрофокусировки.
Как только мы преодолеем фокусное расстояние 50 мм, конструкция линзы может оставаться относительно простой, по крайней мере, на некоторое время, но все элементы должны быть физически больше, поэтому цены снова растут. А поскольку цены растут, цены растут - меньше людей будут покупать объектив, поэтому каждая копия будет стоить немного дороже. Но это не займет много времени, прежде чем мы столкнемся с хроматической аберрацией в значительной степени: так как свет имеет большее расстояние, чтобы разделить, разделение спектра становится более очевидным, и дизайн линзы должен исправить это. Обычно это связано с использованием дорогих и трудных в работе экзотических материалов, чтобы максимально приблизиться к апохроматическим характеристикам.
50 мм лежит в сладком месте. Он не должен быть ретрофокусированным (если дизайн не был преднамеренно экзотическим), и не нуждается в героических уровнях коррекции, чтобы получить достаточно большой круг изображения и приемлемые уровни аберрации и искажения. Речь также идет о самом коротком фокусном расстоянии, где собираются все силы добра, поэтому его элементы невелики по сравнению с объективами с большим фокусным расстоянием. (Обратите внимание, что есть причина, по которой даже 50-миллиметровый становится намного дороже , когда вы быстрее, чем f / 1.8.) Это делает его по сути дешевым, и, конечно, помогает, что корпус объектива обычно несколько более низкого качества, чем у более дорогих объективов (особенно в случае Canon).
Значит, все должно стать лучше в беззеркальном мире, верно? Ну да и нет. Датчик цифровой камеры не пленка. Практически во всех случаях имеется шаблонный шаблон Байера или что-то подобное, чтобы различать цвета, и набор микролинз, чтобы гарантировать, что каждый из сенсорных элементов получает как можно больше света. Результатом этого является то, что существует ограниченный диапазон углов, с которых датчик может эффективно принимать свет, и это означает, что более короткие фокусные расстояния по-прежнему необходимо перефокусировать, даже если задняя часть объектива может почти касаться датчика. (Альтернативой было бы заставить все большие фокусные расстояния быть настоящими телеобъективами - объективами, которые имеют фокусное расстояние, превышающее их физическую длину, и которые обычно имеют меньшие круги изображения и максимальную диафрагму, чем простые длиннофокусные объективы. более дешевые широкоугольные объективы, но они будут намного длиннее, чем ваша номинальная «нормальная», намного дороже - существует подлинное требование иметь быстрые длинные объективы для поддержания высокой скорости затвора.)