Основное правило: Все фотометры измеряют экспозицию по среднему серому.
Допустим, у вас есть сцена только со средним серым цветом свечения; если вы основываете свою экспозицию на показаниях счетчика для области этой сцены, изображение будет экспонироваться так, как вы его видели.
Теперь допустим, что у вас есть женщина в черном платье на черном фоне. Если вы рассчитываете экспозицию на основе показаний измерителя для этой сцены, полученная в результате фотография будет серым платьем и серым фоном, потому что измерение дает вам экспозицию, как если бы вы измеряли область серого! Чтобы исправить это воздействие, вам нужно добавить -2 стопа.
То же самое происходит с белым. Допустим, у вас есть женщина в белом платье, на белом фоне. Дозированная экспозиция даст вам серое платье на сером фоне, потому что измерение снова даст вам экспозицию для серого объекта! Добавьте +2 остановки, чтобы получить правильную экспозицию в этом случае.
Теперь, что за хитрость? Зональная система говорит , что вы должны решить, как вы хотели бы сфотографировать свою сцену, и вам решать, где вы хотите сделать акцент на своей фотографии.
Вам решать, что является черным, что белым, а что серым, и сделать окончательную экспозицию.
Что это значит? Допустим, у вас есть нормальная сцена. В этой сцене у вас есть блики, тени и другие области среднего тона.
Предположим, у вас есть сцена с двумя женщинами, обе в черных платьях, на белом фоне. Одна из женщин находится в центре внимания, другая в тени. Вам решать, у какой женщины будет черное платье в финальной экспозиции, поскольку вы не можете выставить оба черных из-за различных условий освещения. Полный диапазон яркости изображения - система зон.
- Если вы измеряете экспозицию на черном платье, которое носит женщина в тени, и корректируете экспозицию с шагом -2, тогда платье женщины в центре внимания, вероятно, будет размыто.
- Если вы измеряете экспозицию на черном платье, которое носит женщина в центре внимания, и корректируете экспозицию с шагом -2, то женщина в тени будет совершенно темной.
- Если вы попытаетесь сделать так, чтобы они оба выглядели правильными, тогда вы получите среднее значение между двумя черными и исправите его с -2 остановками, тогда ни то, ни другое не будет правильным.
Подведем итог:
- Если вы снимаете любую сцену с диапазоном яркости и разбиваете этот диапазон на части, то у вас есть система зон. Тогда вам решать, что черное, что белое, что серое, и сделать окончательное фото.
Olympus OM System
Я буду ссылаться на систему Olympus OM, которая и по сей день является одной из лучших систем многоточечного измерения. Хотелось бы, чтобы производители добавили одну и ту же систему многоточечного измерения на все новые цифровые камеры.
Приведенные ниже примеры фотографий взяты из руководства Olympus OM 4Ti .
белый
В этом примере используются белые объекты на светлом фоне. Если вы просто измеряете сцену как есть, вы получите серые результаты:
![Metering on white subjects yields gray image](https://i.stack.imgur.com/gLFrW.jpg)
Но вы решаете, что вам нравится делать объект (ы) белым. Вы делаете точечный замер на белом и добавляете +2 остановки, и результаты намного лучше:
![Pushing metered white subjects by +2 stops yields better results](https://i.stack.imgur.com/ln0Ms.jpg)
черный
В этом примере используются черные объекты на темном фоне. Если вы просто измеряете черный телефон и делаете снимок, вы получаете серый телефон:
![Metering on dark subjects yields gray image](https://i.stack.imgur.com/vmKWN.jpg)
Вы решаете, что хотите видеть его черным, поэтому вы делаете точечный замер на черном пятне на телефоне и добавляете -2 остановки. В результате получается настоящий черный телефон:
![Reducing metered black subjects by -2 stops yields better results](https://i.stack.imgur.com/Xdzrj.jpg)
Полная яркость света
В этом примере используется более типичная сцена с полным диапазоном яркости.
![Typical scene with a range of luminosities](https://i.stack.imgur.com/9tQ1S.jpg)
Здесь у вас слишком много разных точек светимости. Если вы решили, что хотите получить такую картину, чтобы платье женщины было белым, то вы делаете точечный замер на белом и добавляете +2 ступени.
Благодаря многоточечному измерению Olympus легче получить лучшую экспозицию. Вы делаете 2 точечных замера: один на блузке, а другой на цвет кожи женщины. Это приводит к хорошей средней экспозиции, с не слишком яркой белой блузкой и хорошей яркостью женского лица:
![Well-exposed scene using Olympus's multi-spot metering](https://i.stack.imgur.com/8RMQF.jpg)
Зональная система
Теперь, чтобы попытаться показать систему зон, я пикселизировал последнюю сцену, чтобы продемонстрировать различные прямоугольники яркости. Система зон говорит, что у каждой сцены есть этот диапазон, и вам решать, какую яркость вы выберете при съемке. Таким образом, вы выбираете прямоугольное пятно и решаете, какая яркость у него должна быть (серый? Белый? Черный?). Вы делаете измерение, корректируете экспозицию и делаете снимок.
![enter image description here](https://i.stack.imgur.com/BxXcs.jpg)
Обратите внимание, что в этом примере женская блузка определяется как средняя серая. В предыдущем примере это было среднее измерение, а не измерение белой блузки. Не путайте последние две фотографии с белой блузкой, которую я пишу, комментируя.
и [Зональная система] все еще полезна для современных (цифровых) камер?
Да, конечно. Измерения такие же, сцены одинаковые, техника та же. Я повторю еще раз: если бы современные камеры имели многоточечный замер, у нас был бы реальный инструмент для правильной экспозиции.
Мало того, что цифровые камеры используют ту же технику, но Adobe Photoshop также использует ту же технику. Почти на всех исправлениях на изображениях вы видели 3 инструмента пипетки. Если вы не знаете, почему они там, я скажу вам: они там, чтобы помочь вам исправить систему зон ваших фотографий. Посмотрите на этот пример и попробуйте сами выяснить, как их использовать:
![Photoshop Levels eyedroppers correspond to the zone system](https://i.stack.imgur.com/rIzqM.jpg)