Правило третей - популярное и распространенное композиционное руководство для фотографии и живописи.
В своей самой основной форме, правило третей предполагает, что деление областей в рамках на три части более успешно, чем равномерное деление. Например, небо должно занимать верхнюю треть (или две трети) кадра, а не делить пространство равномерно с землей.
Второе использование правила гласит, что представляющие интерес объекты следует размещать на пересечениях горизонтальной и вертикальной третьих линий. Сторонники утверждают, что эти четыре очка обладают особой силой.
Поскольку я склоняюсь к одержимости, я провел некоторое исследование первоначального источника этого термина. Первое использование, по-видимому, содержится в книге Джона Томаса Смита 1797 года Замечания по сельскому пейзажу . Поскольку я работаю в университете, у меня есть доступ к некоторым очень старым книгам, и я скопировал соответствующий отрывок для вашего удовольствия:
Два разных, равных огня, должны
никогда не появляются на одной картинке: один
должен быть основным, а остальные
подчиненный, как в измерении, так и в
Степень: Неравный частей и
градации привести внимание легко
от части к части, в то время как части
равно внешний вид держать неловко приостановлено ,
как будто не может определить, какая из этих частей должна быть
считается подчиненным. "И чтобы
дать максимальную силу и твердость
ваша работа, какая-то часть картины
должен быть таким же светлым, а некоторые - темным
насколько это возможно: эти две крайности
затем быть согласованным и согласованным
друг другу. "*
Аналогично этому «Правилу третей»,
(если мне будет позволено так называть это) я
предположили, что в
соединяясь или ломая различные
линии картины, это было бы также
быть хорошим правилом, чтобы сделать это, в общем,
по аналогичной схеме пропорции; за
Например, в дизайне ландшафта, чтобы
определить небо примерно на две трети
; или около одной трети, так что
материальные объекты могут занимать
два других: опять же две трети одного
элемент (как воды) до одной трети
другой элемент (как на земле); а потом
оба вместе, чтобы сделать только одну треть
картина, из которой два других
трети должны идти в небо и
воздушные перспективы. Это правило будет
аналогичным образом применяются при разрыве длины
стена или любой другой слишком большой
продолжение строки, что это может быть
признано необходимым прорваться путем пересечения
или скрыть его с другим объектом:
Короче говоря, применяя это изобретение,
вообще говоря, или к любому другому
случай, будь то света, тени, формы,
или цвет, я нашел соотношение
от двух третей до трети или
один к двум, намного лучше и больше
гармонизирующая пропорция, чем
точный формальный половина ,
два далеко идущих четыре пятых - и, в
короче, чем любая другая пропорция
без разницы. Я должен думать сам
удостоен мнения любого
джентльмен по этому вопросу; но пока я
должен быть лучше информирован, должен
заключить эту общую пропорцию
два и один, чтобы быть самым живописным
средний во всех случаях взлома или
иначе определяющие прямые
и массы и группы [sic] , as
Линия Хогарта считается
самый красивый, (или, другими словами,
самая живописная) среда
кривые .
* Аннот Рейнольдса. на Ду Фресной. [под ред. Который, кстати, не упоминает трети , или, если на то пошло, вообще чисел]
Похоже, что Смит, по крайней мере, полагает, что сам придумал эту фразу, и я не могу найти никаких более ранних ссылок (и, как правило, он ссылается на другие работы, когда ссылается на них, так же как и на эссе сэра Джошуа Рейнольдса).
Золотое сечение вообще не упоминается, поэтому идея, по-видимому, выводится независимо от этого, а не от преднамеренного упрощения . Это неудивительно, поскольку 1797 год предшествует наименованию золотого сечения 19-го века и его последующей популяризации как эстетической конструкции . Можно, конечно, утверждать, что это присущая сила этого соотношения, неосознанно приводящая Смита к «слегка отстраненному» заключению. Трудно подтвердить это фактами в любом случае, поэтому это нужно оставить как вопрос веры. В любом случае Смит, безусловно, утверждает, что соотношение ⅔: "« намного лучше и более гармонично », чем« любая другая пропорция ».
Конечно, Смит также не дает много аргументов в пользу своей выбранной пропорции, просто объявляя ее лучшей. Он говорит, что четное разделение слишком статично, а разделение на четыре пятых слишком сильное, но, похоже, не имеет реальной основы для этого конкретного числа. Было бы интересно узнать, что произойдет, если один из «джентльменов», о которых он говорит, объяснит ему золотое сечение; возможно, он был бы склонен. Ах, для машины времени.
Интересно также отметить, что версия правила Смита гораздо более общая, чем общепринятая сегодня: он изначально применяет ее к разделению областей в общем кадре, но продолжает утверждать, что это лучший способ разделите любую линию, группу или массу. Это приложение, безусловно, не завоевало популярность. С другой стороны, он вообще не упоминает идею придания особой силы пересечению третьих линий кадра.
(И, если вам интересно, упомянутая "линия Хогарта" объясняется в этой статье - это некая S-форма, которая, я согласен, выглядит довольно неплохо.)