Правило третей для меня - это эмпирическое правило, напоминание о том, что не нужно бездумно создавать мертвую точку моего предмета, иначе я, возможно, в итоге получу статичные или скучные изображения.
Как новичок, это хорошее правило иметь в виду. Не для слепого следования, а для того, чтобы побудить вас попробовать различные подходы, точки зрения и так далее. Как опытный фотограф, вы, вероятно, даже не задумывались об этом, но вы, естественно, склонялись бы к тому, чтобы снимать объекты вне центра, чтобы сделать их более интересными.
Конкретные ситуации, когда правило третей может быть «нарушено»? Я бы сказал, в первую очередь это где симметрия является фокусом изображения:
если у вас хорошее симметричное отражение от воды, вы можете поместить горизонт в центр изображения, чтобы обеспечить равное пространство для объекта и его отражения
в пейзажах, если у вас интересное небо, вы склонны размещать горизонт к нижней части изображения или, если небо мягкое, располагайте горизонт к вершине. Но если у вас интересный передний план и резкое небо, вы можете придать им равный вес
крупные планы людей и домашних животных, например, собаки в звене Матдма, особенно там, где на заднем плане нет ничего, что могло бы сбалансировать объект. Если предмет интересный и достаточно интересный, размещение центра может быть всем, что нужно.
симметричные предметы, например Тадж Махал. Красивая симметрия может быть подчеркнута, центрируя ее на изображении.
портреты, особенно формальные, как правило, центрированы. Экологическая или уличная фотография будет отличаться, где фон может быть очень важен для изображения, поэтому ему нужен больший вес, чем на обычном бумажном / муслиновом фоне.