Это кривизна поля . Простые линзы естественным образом проецируют искривленное поле, а не плоское, чтобы соответствовать пленочным или цифровым датчикам. Современные объективы пытаются исправить это, но многие старые модели не делают этого. На самом деле, его иногда называют «эффектом Петцваля» после классического дизайна , известного этим внешним видом.
Интересно, что только на этой неделе Sony продемонстрировала прототипы изогнутого цифрового датчика , разработанного специально по этой причине - изогнув датчик, объектив может быть намного проще, но при этом обеспечивать резкость по всему кадру.
Более подробная информация о (и примерах) кривизны поля содержится в моем ответе на Какие характеристики качества изображения делают объектив хорошим или плохим? , а также дополнительные технические подробности на Что означает "Плоское поле" Фокус "означает? и Есть ли у линз фокальные плоскости или фокальные сферы / эллипсоиды?
Существует распространенная теория Интернета, которая утверждает, что это в первую очередь связано с оптическим виньетированием - как в принятом в настоящее время ответе здесь говорится: «В конечном счете, боке" кошачий глаз "- это форма механического виньетирования, подобная тому, когда бленда объектива слишком скучаю по объективу и блокирую часть сцены ". Это звучит разумно, но противоречит тому, что я видел из не-интернет-источников. К счастью, ситуация «слишком длинная бленда объектива» легко воспроизводится, поэтому я решил провести простой тест.
У меня есть объектив 23 мм f / 1.4, и случается, что бленда из объектива 56 мм также подходит физически. Итак, я сделал серию снимков: без бленды для объектива, подходящего бленды 23 мм, бленды 56 мм и бленды 56 мм, которые были расширены еще больше благодаря куску черной конструкционной бумаги и ленте некоторых вечно удобных поводков. В каждом случае установите объектив на f / 1.4 и обратите внимание на моего дружелюбного маленького помощника по фотографии, Мускулистый , для некоторых очевидных артефактов подсветки фона. Результаты:
![no hood](https://i.stack.imgur.com/NSo1v.jpg)
![correct 23mm hood](https://i.stack.imgur.com/6fcIy.jpg)
![23mm lens with 56mm hood](https://i.stack.imgur.com/RQaAI.jpg)
![56mm hood extended with paper](https://i.stack.imgur.com/2ADET.jpg)
Мы можем видеть, что является воздействием на круги боке, и на последних двух изображениях вы можете видеть степень "вихря", особенно в случае бумажной трубки. Но эффект не очень сильный по сравнению с образцом изображения здесь (или с другим вопросом ), даже если углы заметно заблокирован капотом 56 мм - или полностью заблокирован трубкой. На самом деле, если бы я не был склонен искать «вихрь», я мог бы вместо этого описать его как «сжатый по краю круга». Теория физического виньетирования не адекватна; что-то еще происходит в объективах, которые создают этот вид без потери углов полностью.
Кроме того, проверьте эту обрезку по верхнему правому краю видимого круга из теста на оттенок бумаги. Формы яркого света быстро переходят от почти круглых к полумесяцам. Именно внешние линии тех полумесяцев вызывают эффект вихря на этом изображении. Трудно сказать в этом примере, но на большинстве изображений с эффектом Петцваля переход более постепенный. И, несмотря на линейную диаграмму, иллюстрирующую иное, эти фигуры явно не "кошачий глаз". Опять же, что-то еще вызывает это - и это кривизна поля.
![close-up highlights](https://i.stack.imgur.com/rvMuP.jpg)
Таким образом, чтобы по-настоящему воспроизвести этот эффект, вы можете попробовать расширить бленду объектива, но для достижения лучших результатов вы можете найти либо реальный классический объектив с дизайном Petzval , либо какой-нибудь более поздний, но все же " vintage " советских объективов Helios , или возьмите недавно выпущенный Lomography Petzval art объектив для крепления Canon EF или Nikon F.