Это всего лишь обоснованное предположение, что я никогда не проверял и не видел специально проверенных линз, которые были сильно скорректированы с учетом кривизны поля и астигматизма, которые тесно связаны между собой.
Большинство объективов с высокой поправкой на кривизну поля используются для макросъемки или для воспроизведения плоских двумерных документов / иллюстраций (или для получения очень хороших результатов при съемке плоских тестовых таблиц на близких расстояниях, чтобы продавец мог заявить, что у них "" самый острый объектив в своем классе "). В таких случаях эстетические свойства размытия фона не являются основным фактором при проектировании объектива.
Линзы с нескорректированной или недостаточно скорректированной кривизной поля часто также демонстрируют сагиттальный астигматизм. Объединение двух вещей, особенно при использовании объектива средней ширины с очень большой диафрагмой, что приводит к механическому виньетированию, может привести к появлению «бугристого» типа боке, часто называемого «эффектом Петцваля».
Большинство линз, которые дают такое "кружение боке", включают в себя форму механического виньетирования.
Широко открытая апертура слева демонстрирует механическое виньетирование, когда весь входной зрачок не виден из-за ствола линзы, блокирующего его часть от области, все еще находящейся в пределах поля зрения линзы. Даже без заметной кривизны поля или астигматизма, такая линза будет демонстрировать боке "кошачий глаз".
Добавьте в уравнение нескорректированную кривизну поля, а также сцену с большим количеством ярких не сфокусированных бликов, таких как яркое небо за листвой, и вы получите эффект «swirly bokeh».

Что это за техника боке и как я могу ее достичь?
В чем причина этого неоднородного эффекта боке?
Если, с другой стороны, объектив сильно скорректирован на кривизну поля , чтобы придать ему более или менее ровное поле фокусировки¹, и объектив также демонстрирует тангенциальный астигматизм, мне кажется, форма боке должна быть вытянута в радиальном направлении от центра линзы, как показано на примере фотографии, включенной в вопрос. При сильном исправлении кривизны поля астигматизм может сместиться от сагиттального (как, например, когда FC не исправлено) к тангенциальному. Если сагиттальный MTF выше, чем тангенциальный MTF, то тангенциальные линии будут более размытыми, чем сагиттальные линии, и поэтому будут разбросаны по большей площади в направлении, перпендикулярном этим касательным линиям.
То, что большинство из нас считает «хорошим» боке, с точки зрения качества несфокусированных бликов, является результатом конструкции линзы, которая оставляет кривизну поля и / или сферическую аберрацию недостаточно исправленными или не исправленными. Это означает, что такой объектив не будет лучшим кандидатом для других типов фотографий, таких как пейзаж или архитектура, когда мы хотим добиться хорошей резкости вплоть до края кадра.
Классическим примером этого является Canon EF 85mm f / 1.2 L II. То, что дает это такое большое bokeh, является нескорректированной кривизной поля, которую это демонстрирует. Это делает его совершенно неподходящим объективом для выполнения плоской репродукции или для съемки плоских тестовых диаграмм, поскольку поле фокусировки по краям и в углу будет находиться на значительном расстоянии перед плоским объектом, когда центр объектива идеально сфокусирован в теме. Если вы хотите сделать идеальную фотографию с плоской тестовой таблицей, EF 85mm f / 1.8 за 350 долларов абсолютно чистит пол с EF 85mm f / 1.2 L II за 2000 долларов. Но когда вы хотите, чтобы это гипнотизирующее боке по краям портрета было ничем иным, как 85 / 1.2!
¹ Имейте в виду, что большинство объективов демонстрируют некоторую кривизну поля. Поле фокусировки не является идеально плоской плоскостью, даже с теоретически идеально изготовленной линзой. Линзы с высокой степенью коррекции кривизны поля, такие как многие макрообъективы, все еще имеют поле фокусировки, которое больше похоже на лазанья лапша , чем на плоскую плоскость. Они не идеально плоские, они просто более плоские, чем не исправленные или менее исправленные линзы. Чтобы больше узнать о тонкостях поля внимания, я рекомендую прочесть о нем замечательную серию Роджера Цикала:
Веселье с полем фокуса, часть 1
Развлечения с полем фокуса II: копирование и копирование вариаций и тестирование объектива