Я не думаю, что вы обнаружите, что эта тема была изучена до такой степени, что вы ищете.
Вам может посчастливится найти исследование восприятия, основанное на каких-то осязаемых знаниях или предыстории - но что именно представляет собой смесь фон / восприятие ... ну, кто знает? Моя жена учится в психиатрии и имеет доступ к большему количеству отчетов, чем я когда-либо мог бы прочитать ... если кто-нибудь из нас найдет один из них, я дополню этот ответ этим.
А пока - мой анекдот похож на комментарии. То, что люди воспринимают, основано на их существующей осведомленности. Факт в том, что большинство потребителей снимали одноразовую пленку в те дни, у которых были свои проблемы в условиях низкой освещенности. Когда вышло цифровое, хорошо, я помню, как раскачивал Coolpix 4100 (4-мегапиксельная ПЗС-матрица), и это было величайшим событием в мире - потому что это была одна из первых цифровых камер, которая заменяла одноразовую пленочную камеру.
Теперь люди в основном снимают на своих телефонах. Телефоны делают хорошие, чистые изображения при хорошем освещении и абсолютно шумные, ужасные изображения в плохом. Если при таком же плохом освещении ваш снимок DSLR не только имеет меньше шума, чем iPhone, но объект заморожен (без движения или размытия объекта), то вы намного превзошли iPhone. Человек, привыкший видеть изображения на iPhone в одиночку, увидит ваше «чище» (меньше шума) и невероятно четкое (без размытия).
Шум, который вы видите, просто потому, что ваш умственный барьер выше и его труднее очистить.
Другие причины могут включать: вы выглядываете пикселями, в то время как большинство людей этого не делают; Вы смотрите на изображения художественным взглядом, и большинство людей смотрят на объекты с логическим отношением (вы получили объект или нет?); некоторые люди (смотрят на тебя, мама) все еще заканчивают тем, что стреляют в свой палец, даже с iPhone ... шум - наименьшая из их забот на их собственных фотографиях, не говоря уже о ваших.