На самом деле я пишу диссертацию на эту тему и вообще использую композиционные сетки. Основываясь на моих исследованиях, есть некоторые доказательства того, что правило третей и сеток является эстетически приятным, однако отношение к правилам композиции и эстетике намного сложнее, чем просто расположение на сетке пропорций. Это связано с отношениями между симметрией и асимметрией и тем, как мы ее воспринимаем.
Например, так называемые статические композиции обычно коррелируют с симметричными и горизонтально плоскими композициями, которые кажутся центрированными или сбалансированными, независимо от того, центрирован ли фокус или сбалансирован на некоторой сетке композиции. Правило третей: золотое сечение / фи-сетка связаны с нарушением симметрии и смещением композиции. Это сказало, что выстрел системы сетки все еще читает с некоторыми элементами симметрии в гештальт-моде. Взаимодействие между асимметрией (смещением) и симметрией является реальной целью составления правил и сеток.
В этом участвует некоторая математика, которая является темой моей диссертации, но она варьируется в зависимости от соотношения сторон изображения и от того, высокий он или широкий. Думайте о сеточных системах как о структуре для создания повествования о симметрии / асимметрии в композиции. В этом отношении правило третей является наиболее «общей» полезной системой, поскольку она может соответствовать любому соотношению сторон предсказуемым образом. Фи гриды могут работать лучше в зависимости от ширины изображения и его содержимого. В целом, вертикально ориентированные изображения реже соответствуют правилам, потому что композиция имеет тенденцию читать горизонтально, а не вертикально, другими словами, меньше горизонтального пространства означает меньше композиционного чтения. Очевидным исключением являются композиции, ориентированные по диагонали, которые одинаково хорошо читаются в обоих направлениях.
Главное, на что нужно обратить внимание - это симметрия / асимметрия, а не сетка. Сетка усиливает ожидание симметрии, в то время как композиция смещения играет на идее нарушения симметрии асимметрией, то, что наш паттерн, распознающий мозг, любит, отсюда эстетическая привлекательность произведений.