Должен согласиться с Гэптоном и Стивом здесь ... ваш клиент пытается вас обмануть, никаких вопросов. Они использовали вас бесплатно, и не пытаются получить ваш продукт, фактическую фотографию, бесплатно. У клиента нет оснований для того, чтобы нуждаться или хотеть файл RAW ... он должен платить за профессионально законченный продукт.
Скажи им НЕТ! Это ответственная, профессиональная вещь, которую нужно сделать. Вы не можете быть профессионалом, если работаете бесплатно и отдаете свой продукт бесплатно. Если они отбросят тебя за то, что ты слишком скуп, хорошо, избавься! Найдите другого клиента, который будет разумным, честным, ответственным и своевременным с оплатой, и который не ожидает, что все будет бесплатным. Иметь письменный договор между вами и каждым клиентом, чтобы дать вам некоторые юридические полномочия для обеспечения оплаты в назначенное время.
Я также рекомендую отслеживать ваши клиенты. Как профессионал вы должны ожидать не меньше, чем получать оплату за всю вашу работу в полном объеме и в срок. Не каждый клиент будет заслуживающим доверия человеком, и в мире есть много людей, которые опустятся до любого уровня, чтобы обслуживать себя как можно дешевле. Если вы сталкиваетесь с клиентами, которые регулярно пытаются получить вашу работу дешево или бесплатно, или которые просят RAW-изображения (например, просят фотографа о его негативах), стоит вспомнить, кто они. Предупредите любых других профессиональных друзей-фотографов, которые у вас могут быть о них, если они работают (или имеют возможность работать) для тех же людей. Ведение таких записей дает вам возможность бороться, если клиент пытается использовать тот факт, что вы отказались обслуживать свои версии RAW без оплаты.
Не продавайте себя коротко, даже если вы не сделали именно ту фотографию, которую просит клиент. Сделайте несколько пробных снимков их мероприятия и покажите им это, но не давайте им все бесплатно. Вы также можете попытаться сделать несколько снимков подобного события заранее, чтобы увеличить свой портфель и продемонстрировать свои способности заранее, чтобы вам не пришлось ничего предлагать клиенту бесплатно. Как профессионал, вы имеете право продавать свои навыки и свой продукт за плату.